Компас в мире профессий
Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание – одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко на уровне интуиции, или под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок. Французский мыслитель Сен-Симон писал, что причиной почти всех неурядиц в обществе становятся «неудавшиеся призвания, навязанные профессии и проистекающие отсюда неудовольствия и злобные страсти».
Сказанное справедливо не только по отношению к «высоким» интеллектуальным профессиям, но и к самым простым, рядовым. Бездарный политик, военачальник, менеджер, юрист, врач — подлинное бедствие. Но немало неприятностей и ущерба от неумелого сантехника, телемастера, токаря и пекаря, у которых руки и голова явно не подходят для выполняемой работы.
Проблема выбора профессии имеет объективные истоки и основания.Каковы они? Между людьми, как и между профессиями, существуют устойчивые различия. Так, по скорости реакции, осознания информации и принятия решений разброс показателей в большой группе людей достигает 3-4 раз. Определенное сочетание тех или иных особенностей человека явно или неявно тяготеет к конкретным группам профессий.
Мы выбираем и нас выбирают. Соединив подходящего человека с соответствующей его индивидуальным особенностям профессией, должностью, получаем большой выигрыш в повышении производительности и качества труда, сокращении травматизма, профзаболеваний, росте благосостояния, дохода, удовлетворенностью трудом и жизнью. Отступает халтура, меньше становится нытиков и жуликов. Таковы эффекты и потенциал правильного выбора профессии.
Что влияет на выбор профессии?
Существует 8 факторов выбора профессии /По Е.А. Климову/:
- Позиция старших членов семьи.
Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии. - Позиция товарищей, друзей.
Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь. - Позиция учителей, школьных педагогов.
Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя. - Личные профессиональные планы.
Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии. - Способности.
О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности. - Уровень притязаний на общественное признание.
Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний. - Информированность.
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними. - Склонности.
Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это — интересы, подкрепленные определенными способностями.
Что нужно знать при выборе учебного заведении
Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.
Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:
- Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
- По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
- Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
- Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?
- Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
- Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
- Какова продолжительность обучения?
- Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
- Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?
- Адрес учебного заведения и его полное название?
Анкета по типам интеллекта
Анкета по типам интеллекта позволяет выявить вашу склонность к тому или иному типу деятельности, что может помочь вам в выборе будущей профессии. Анкета основана на взглядах о структуре интеллекта, изложенных в теории Говарда Гарднера.
Отметьте номера утверждений, которые вам соответствуют:
- Я умело работаю с предметами.
- У меня хорошее чувство направления.
- У меня есть естественная способность решать споры между друзьями.
- Я могу легко запоминать слова песен.
- Я могу объяснять темы, которые другим объяснять тяжело.
- Я всегда делаю все поэтапно.
- Я хорошо знаю себя и всегда понимаю, почему я поступаю так, а не иначе.
- Мне нравится работа с общественностью и общественные мероприятия.
- Я хорошо учусь, слушая других.
- Когда я слушаю музыку, у меня меняется настроение.
- Мне нравятся загадки, кроссворды, логические задачи.
- Для моего обучения очень важно визуальное представление материала: таблицы, графики, схемы.
- Я чувствителен к настроению и переживаниям окружающих.
- Я учусь лучше, когда мне что-то нужно делать самостоятельно.
- Перед тем как учить что-то, мне нужно понимать, что в этом есть что-то нужное.
- Я люблю одиночество и тишину во время работы и размышлений.
- В сложных музыкальных произведениях я могу на слух вычленить отдельные музыкальные инструменты.
- Я могу зрительно легко представить сцены, которые я помню, или которые я придумал.
- У меня богатый словарный запас.
- Я люблю делать записи, письменные зарисовки.
- У меня хорошее чувство равновесия, я люблю движение.
- Я могу видеть закономерности между понятиями и явлениями.
- В команде я сотрудничаю с другими, прислушиваюсь к их идеям.
- Я наблюдателен и часто вижу то, что не видят другие.
- Меня легко вывести из себя.
- Я люблю работать и учиться отдельно от других.
- Я люблю сочинять музыку.
- Я могу оперировать числами и решать сложные математические задачи.
Сопоставьте ваши ответы с ключом анкеты, подсчитав сумму по каждому типу:
Лингвистический – 5, 9, 19, 20
Математико-логический – 6, 11, 22, 28
Визуально-пространственный – 2, 12, 18, 24
Музыкальный – 4, 10, 17, 27
Межличностный – 3, 8, 13, 23
Внутриличностный – 7, 15, 16, 26
Кинестетический – 1, 14, 21, 25
Описание типов:
Описание | Рекомендуемые виды деятельности |
Лингвистический | |
|
|
Математико-логический | |
|
|
Визуально-пространственный | |
|
|
Музыкальный | |
|
|
Внутриличностный | |
|
|
Межличностный | |
|
|
Кинестетический | |
|
|
Ссылки на сайты образовательных организаций высшего и профессионального образования Брянской области
Брянский государственный технический университет (БГТУ) Сайт: tu-bryansk.ru
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (БГУ) Сайт: brgu.ru
Брянский государственный инженерно-технологический университет (БГИТУ) Сайт: bgita.ru
Брянский государственный аграрный университет (БГАУ) Сайт: bgsha.com
ГБПОУ «Брянский техникум индустрии сервиса» Сайт: brtis.ru
ГАПОУ «Брянский строительно-технологический техникум имени Л.Я. Кучеева» Сайт: бстт.рф
ГБПОУ «Брянский техникум машиностроения и автомобильного транспорта» Сайт: tehnikum.bryansk.in
ГБПОУ «Брянский строительный колледж имени профессора Н.Е. Жуковского» Сайт: bstex.ru
ГАПОУ «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева» Сайт: reu32.ru Дятьковский филиал Сайт: спо-дит.рф Фокинский филиал в г.Фокино Сайт: teh-fit.ru
ГБПОУ «Брянский профессионально-педагогический колледж» Сайт: bppk.net
ГБПОУ «Брянский техникум профессиональных технологий и сферы услуг» Сайт: btptsu.ru
ГБПОУ «Региональный железнодорожный техникум» Сайт: rjtbruansk.jimdo.com
ГБПОУ «Брянский техникум питания и торговли» Сайт: btpit.ru
Брянский филиал ФГБОУВПО «Московский государственный университет путей сообщения» Сайт: bfmiit.ru
ГБПОУ «Брянский областной колледж искусств и культуры» Сайт: bokik.ru
ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж» Сайт: medcollege.brkmed.ru.
ГАПОУ «Брянский медицинский техникум имени акадамика Н.М.Амосова» Сайт: mx.brkmed.ru
ГБОУ СПО «Брянский областной колледж музыкального и изобразительного искусства» Сайт: bokmii.ru
Брянский филиал ФГОУВПО «Российский торгово-экономический университет» Сайт: bfrsute.ru
ФГБОУСПО «Брянское государственное училище (техникум) олимпийского резерва» Сайт: bkfk-sport.ru